Почему мы не замечаем детали, секреты
Почему никто не заметил ошибки?
Такой подход притупляет восприятие и ведет к ошибкам.
Остановив ее, Голдовский скомандовал сыграть правильно. Ученица со смущенным видом сказала, что сыграла точно по нотам. К удивлению Голдовского, девушка действительно сыграла по партитуре, но в листе явно была опечатка. Сначала учитель и ученица решили, что опечатка вкралась только в их издание нот, но дальнейшая проверка показала, что она содержится во всех партитурах этого произведения. Голдовского заинтересовало, почему никто — ни сам композитор, ни издатель, ни корректор, ни десятки и сотни пианистов, исполнявших каприччио, — не заметил ошибку?
По материалам книги «Почему мы ошибаемся?»
И ни один музыкант не обнаружил ошибку. Большинство участников эксперимента заметили ее только после того, как Голдовский сказал, в каком именно такте она находится.
Все видели на листе не то, что там было написано, причем видели одинаково. Они изначально предполагали, что перед нотой «соль» стоит «диез», потому что в данном музыкальном контексте должна была быть «соль-диез», а не обычная «соль».
Как же могло случиться, что столько экспертов упустили то, что заметит любой неофит?
Этот факт много лет назад документально подтвердил известный учитель игры на фортепиано и признанный авторитет в области чтения нот с листа Борис Голдовский. (Голдовский известен своими интереснейшими комментариями в субботних полуденных радио-трансляциях из Метрополитен-опера с 1943-го по 1990 годы; он скончался в 2001 году в возрасте девяноста двух лет.)
И эта печальная тенденция распространена повсеместно: при восприятии мы, образно выражаясь, «снимаем сливки», замечаем только то, что лежит на поверхности.
Восприятие человека очень избирательно. Мы часто пропускаем мимо существенные для общей картины детали. И это обходиться очень дорого: в жертву приносится точность.
Этот вопрос заинтриговал Голдовского, и он провел собственный эксперимент.
Все просто. Хороший музыкант не читает ноту за нотой, а, по сути, «сканирует» лист, выявляя знакомые шаблоны и подсказки. Он обрабатывает в мозгу группы нот, воспринимая их, что называется, одним блоком. Иначе говоря, видит не отдельные звезды, а созвездия.
Он сообщил опытным музыкантам, читающим ноты с листа, что в партитуре каприччио Брамса имеется опечатка, и попросил ее найти. Они могли играть произведение столько раз, сколько потребуется, любым понравившимся способом.
Однажды музыкант обнаружил опечатку в часто используемой партитуре каприччио Брамса — но только после того, как его не слишком одаренная ученица сыграла неверную ноту на уроке маэстро.
Источник: http://tasubeauty.ru